Игра рядом
Один из самых распространенных сейчас образов подростка в кино и на телевидении - мальчик или девочка, уткнувшиеся в экран компьютера. Уши их часто закрыты огромными наушниками, пальцы сжимают геймпад, все внимание человека поглощено происходящим на дисплее. Этой картине противопоставляется ребенок предыдущего поколения - предполагается, что он все свободное время гонял мяч во дворе, клеил модели самолетов с друзьями или был погружен в какое-то другое занятие, которое его одновременно развлекало, развивало и социализировало. А современные подростки, мол, не умеют из-за своих компьютерных игр общаться с живыми людьми.
Это, разумеется, глупость. Как и настольные игры, к которым в последнее время вернулась популярность, игры компьютерные не делают человека замкнутым. Напротив, большинство играющих стремится к игре с друзьями, будь то к соперничеству или совместной деятельности. Причем не через интернет. Приложения для игры на двоих на одном компьютере можно скачать, например, вот здесь: http://caniplay.ru/boys/2-player . Большая часть консольных игр предполагает какой-либо вариант игры вдвоем перед одним телевизором, а игры для "персоналок" зачастую включают режим "хотсит", при котором можно поочередно делать ходы, садясь за один компьютер, или же делить между собой клавиатуру, действуя одновременно.
Никакой уровень развития интернета и коммуникационных технологий не сделает видеоигры полностью онлайновым развлечением, сведя живое человеческое взаимодействие к нулю. Почему так? Во-первых, из-за возможности непосредственной реакции. Как говорится, лучшая часть играния вдвоем сидя рядом на диване - это возможность стукнуть товарища, когда проиграл ему. Во-вторых, значительная часть человеческой коммуникации происходит по невербальным каналам, и голосовой чат - по сути, телефонный звонок - не возмещает потребность в таком общении. Даже постоянный видеочат не может полностью заменить то, что человек получает, находясь в непосредственной близости от другого человека. Наконец, в-третьих, при игре через интернет не появляется полного ощущения игры с "живым" противником или напарником, потому что он все равно представлен только персонажем на экране. Тогда как играя рядом с ребенком, родителем, другом или супругом, можно тыкать пальцем в экран, весело прикрикивать друг на друга и идти обсуждать стратегию игры за чаем, поставив игру на "паузу". Всего этого интернет дать не может. |